Центр лазерной косметологии
+7 (495) 937-80-80
Запись на прием

Тактика лечения повреждений прямой кишки у м/ж транссексуалов (рус.)

Н.О. Миланов, Р.Т. Адамян, К.Б. Липский, О. И. Старцева, О.Ю. Шимбирёва, А.Р. Жуманов
Российский научный центр хирургии РАМН
Москва, Россия

За 1991-2003 гг. в отделе восстановительной микрохирургии РНЦХ РАМН выполнено 35 вагинопластик у пациенток с ядерной формой м/ж транссексуализма. У 4 пациенток вагинопластика была выполнена «классическим» методом пенальной инверсии. У 31 пациентки — методом модифицированной пенальной инверсии, разработанным в нашем отделе. Запатентованный метод позволяет сохранить все виды чувствительности, достаточное кровоснабжение и объем неовагины, соотносимый с исходными физиологическими параметрами гениталий и достаточный для интроекции. Это достигается прецизионным выделением кожноспонгиозного лоскута на сосудисто-нервной ножке, которая представляет собой дорсальный сосудисто-нервный пучок полового члена.

Одним из опасных этапов операции является формирование ложа для кожного футляра неовагины. Принимая во внимание, что манипуляции производятся в условиях анатомически мужского, узкого таза, возможны перфорации стенки прямой кишки и мочевого пузыря, повреждения с проникновением в брюшную полость.

За указанный период наблюдали 5 случаев повреждения стенки прямой кишки. Два из них у оперированных нами пациентов, три — у пациентов, оперированных в других лечебных учреждениях или по не зависящим от нас причинам.

Из двух пациенток, оперированных в нашем отделе, в одном клиническом наблюдении было произведено повреждение стенки прямой кишки при формировании ложа неовагины, что было диагностировано интраоперационно. Целостность стенки прямой кишки была восстановлена двухрядным швом. Кожный футляр неовагины установлен в интерпозицию между прямой кишкой и мочевым пузырем. В раннем послеоперационном периоде на фоне сформировавшегося прямокишечно-неовагинального свища и вторичного воспаления послеоперационной раны произошел некроз неовагины с исходом в заращение ложа последнего.

У второй пациентки во время выполнения вагинопластики было произведено аналогичное повреждение стенки прямой кишки при формировании ложа неовагины. Целостность стенки прямой кишки была восстановлена двухрядным швом, однако сформированная неовагина не была установлена в ложе, а оставлена снаружи. Только через 5 месяцев, после полного заживления стенки прямой кишки, при выполнении повторной операции произведена инверсия кожноспонгиозного футляра неовагины, который установлен в сформированное в малом тазу ложе. В результате произошло незначительное сужение полости неовагины, не препятствующее интроекции.

В одном клиническом наблюдении в нашем отделе у пациентки с позитивной реакцией на сифилис и гепатит С в раннем послеоперационном периоде был выявлен некроз неовлагалища и пролежень стенки прямой кишки. Стенка неовлагалища пролабировала в дефект стенки прямой кишки. После санации раны и удаления некротизированных тканей дефект стенки прямой кишки ушит двухрядным швом. Проводилась консервативная терапия с положительной динамикой. Через 1 год пациентке был выполнен ректосигмоидный кольпопоэз в другом медицинском учреждении. В отдаленном послеоперационном периоде сформировалась стриктура наружной апертуры неовагины. Мы выполнили корригирующую операцию с хорошим функциональным и косметическим результатом.

У другой пациентки в отдаленном послеоперационном периоде после вагинопластики сформировался точечный прямокишечно-неовагинальный свищ. Было выполнено разобщение свища с выведением противоестественного заднего прохода. В результате произошло частичное рубцовое сужение неовагины.

В последнем наблюдении пациентка после вагинопластики в связи с неудовлетворительной длиной неовагины (12 см), обусловленной индивидуальными физиологическими особенностями, обратилась в другое медицинское учреждение, где при попытке выполнения ректосигмоидного кольпопоэза возникла перфорация прямой кишки. Пациентка перенесла ряд операций на кишечнике. В исходе произошел некроз и тотальное заращение неовагины. В связи с этим в отделе была выполнена повторная неовагинопластика с использованием ротированнных кожных лоскутов из области ягодично-бедренных складок на кожной ветви промежностной артерии. Получены хорошие функциональный и косметический результаты.

На основании анализа представленных клинических наблюдений рекомендуемый нами алгоритм действий при необходимости выполнения пациенткам вагинопластики:

1. Ректороманоскопия в ходе предоперационного обследования у пациентов с отягощенным анамнезом.
2. Техника формирования ложа неовагины с использованием расширителей Гегара большого диаметра (№ 22-25), что позволяет избежать перфорации стенки прямой кишки.
3. Ушивание дефекта стенки прямой кишки в условиях вывернутого наружу кожно-спонгиозного футляра неовагины.
4. Окончательное формирование неовагины вторым этапом после полного заживления стенки прямой кишки.